resident_063 (resident_063) wrote,
resident_063
resident_063

Categories:

История детской железной дороги в парке им. Щорса

Парк им. Николая Щорса в г. Куйбышев был открыт в 1943 г, а через 10 лет, в 1953 г. переименован в Детский парк им. Николая
Щорса. В 1984 г., к четырехсотлетию города, в нем была открыта
парковая железная дорога, проложенная по кругу диаметром 50 м.

Фото Д. Сутягина. 1999 год.
Фото Д.Сутягина. 1999г.

Этому предшествовал конфликт между руководством железной дороги и городскими властями.





В середине 70-х годов Куйбышевская ж.д. обратилась к городскому начальству с просьбой о выделении земли для осуществления
проекта детской железной дороги (ДЖД), но город этого делать не спешил.


2
Фото Д.Сутягина. 1999г.

Долгие переговоры закончились компромиссом – власти выделяют участок в парке им Щорса, но с условием что аттракцион будет
построен по их проекту.

Аттракцион
Аттракцион "Паровозик" май 1984

Увидев этот проект руководство дороги отказалось от участия. Как правило, детская железная дорога представляла собой участок
узкоколейного пути протяжённостью от 1 до 11 км, чаще всего прокладываемый в городских парках и зонах отдыха и имеющий
педагогическое назначение. Во время эксплуатационного сезона, в основном в летний период, дети под руководством опытных
инструкторов на практике закрепляли полученные за год знания, самостоятельно выполняли все основные работы по эксплуатации
железной дороги. Выпускники ДЖД нередко имели льготы при поступлении в железнодорожные средние специальные и высшие
учебные заведения. Городскими властями был предложен проект аттракциона, представляющего собой поезд катающий детей по
кругу, и имеющий развлекательное значение, однако такие аттракционы ДЖД не являются.

Посадка на аттракцион
Посадка на аттракцион

Градоначальники же решили осуществить задуманное и построили в парке им. Щорса аттракцион «Веселый паровозик» с одной
единственной платформой.

Единственная платформа
Единственная платформа

В качестве подвижного состава использовались прицепы от серийно выпускавшейся в 1950-е годы мотодрезины ТД5у «Пионерка»
с шириной колеи 750 мм, на один из которых был поставлен электромотор и сварной кузов в форме старинного паровоза, а на
остальные – пассажирские кабинки на 6-8 мест. Детский паровозик получал питание от контактного провода, проложенного между
рельсами на высоте 7–10 см, и имел прямодействующий тормоз – снаружи кабины торчал рычаг, на одном из концов которого была
закреплена тормозная колодка, а за другой конец держался машинист.

Светофор
Светофор

После нескольких лет эксплуатации управление составом стало осуществляться из электрического шкафа на краю платформы.
Там находился пульт дистанционного управления на толстом кабеле, точно такой же как на заводских кран-балках. Управление
осуществлялось предельно просто - при помощи двух кнопок на пульте: черная - старт, красная – стоп. Рычаг тормоза находился
на паровозе, возле кабины машиниста и для его остановки оператору аттракциона нужно было нажать на кнопку в электрошкафу
и подбежать к краю платформы что бы успеть дернуть за рычаг тормоза паровозика. Позже все управление осуществлялось из
электрошкафа.

Кольцевая парковая железная дорога
Кольцевая парковая железная дорога

Часть пути слева от платформы была огорожена забором из сетки с запирающимися воротами для въезда и выезда – здесь
паровозик находился в ночное время.

Насыпь
Насыпь

Вдоль трассы аттракциона были установлены бутафорские семафоры и другая железнодорожная атрибутика. Рельсы частично
были проложены по достаточно высокой насыпи, и на пути паровозика, помимо пары переездов встречался даже мостик.


Мостик
Мостик

Аттракцион был рассчитан на детей в возрасте 2-5 лет, а продолжительность катания обычно составляла около трех минут.

Мостик
Мостик

Аттракцион «Веселый паровозик» в парке им. Щорса функционировал до 1997 года, после чего был выведен из эксплуатации и
в течении нескольких лет растащен охотниками за цветными металлами.

Место крепления контактного рельса
Место крепления контактного рельса

Tags: resident_063, Железнодорожный район, Самара, аттракционы, история, парк им. Щорса, парки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments